План
урока: планируется деятельность учителя (опрос, объяснение,
закрепление и т.д.)
Технологическая карта урока:
1.Планируется учебная
деятельность учащихся: мотив - цель - деятельность - результат
2.Этапы урока выделяются не
по фрагментам содержания, а на основе организации учебной
деятельности и поэтап-
ного усвоения материала: восприятие, осмысление (понимание),
применение
Цель
урока
Цель связана с усвоением знаний и умений и прописана для учителя
(сформировать понятие..., дать представление...,
систематизировать, обобщить, закрепить умения)
Четкая
целенаправленность урока на развитие учебных умений
(компетенций) и формирование качеств личности (содействовать
развитию навыков, организовать познавательную деятельность по
изучению... или: ученики
научатся решать..., смогут объяснить..., усвоят^связи..., освоят
приемы...). Ученики вовлекаются в определение личностно-значимых
целей (задач) урока
Взаимопроникновение этапов урока, усвоение материала за счет его
многократной и вариативной проработки; Могут быть следующие
этапы организации учебной деятельности учеников:
ориентировочно-мотивационный этап; операционально-познавательный
этап; контрольно-коррекционный этап
Проверка домашнего задания
Проверка усвоенных знаний
(домашнего задания) и организация тренировочных упражнений по
совершенствованию практических умений и навыков (как правило, в
начале урока)
Проверка
знаний с их обобщением, дальнейшим углублением и расширением,
установлением связей с новым материалом;
актуализация знаний, имеющихся у учащихся по вновь
изучаемой теме (на любом этапе урока)
Изучение нового материала
Сообщение готовых знаний - подробное изложение материала по
пунктам параграфа (разнообразие информации), заучивание
материала
Выделение главного (генерализация), многократная, вариативная
проработка главного: ориентировочно-мотивационный этап
- что и для чего будем делать
(план работы), что требуется получить, как будет
контролироваться процесс. Формы: тестирование, определение
общего алгоритма, таблица с пустыми графами, проблемная
ситуация. Операционально-познавательный этап
о
Восприятие - сжатое и выразительное изложение новой темы или
организация самостоятельной работы по первичному восприятию
материала;
о
Осмысление - повторное краткое объяснение материала или его
проработка по учебнику, наглядным пособиям с установлением
связей, закономерностей;
о
Запоминание - воспроизведение материала вслух (в парах, группах)
или про себя, краткий пересказ, заполнение схем, таблиц;
о
Закрепление - выполнение устных или письменных упражнений на
применение знаний, тестов, решение задач; о Обобщение - выявление
закономерностей, причинно-следственных связей, решение
проблемных вопросов, творческих задний, (перенос знаний)
Применяется ориентировочная основа деятельности - опорные схемы,
маршрутные листы, планы действий, карточки-задания.
Организация контроля
Текущий
контроль со стороны учителя
Контрольно-коррекционный этап.
Оперативная обратная связь, помощь учителя, самоконтроль и
взаимоконтроль, рефлексия и оценка своей деятельности,
самоопределение на дальнейшую учебную деятельность (определение
себе домашнего задания)
Методы
обучения
Преобладание иллюстративно-объяснительных, репродуктивных
методов, ориентация на среднего ученика
Организация познавательной деятельности с применением поисковых,
проблемных, проектных методов. Дифференцированный подход
Формы
организации учебной деятельности учащихся
Преобладают индивидуальная и фронтальная работа
Широко
используются парные и групповые формы работы учащихся
Средства
обучения
Максимальное количество разнообразных средств обучения
Учебный
комплекс - минимум необходимого в сочетании
Домашнее
задание
Громоздкое домашнее задание: основная тяжесть проработки
материала переносится на дом
Может и
не быть - усвоение материала на 80 - 90% происходит на уроке за
счет его многократной и вариативной проработки
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА
1.Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.
Разъяснить, как были учтены особенности класса.
2.Указать:
-тему урока;
-место темы в общей схеме уроков и
тем;
-степень сложности темы для данного
класса.
3.Охарактеризовать триединую
дидактическую цель урока.
Сопоставить ее с конечным результатом,
полученным в ходе проведения урока.
4.Высказать свое мнение о типе урока.
Охарактеризовать этапы урока.
Охарактеризовать методы обучения.
Охарактеризовать формы организации
познавательной деятельности учащихся.
Сопоставить это с полученным результатом
(качеством знаний учащихся).
5.Указать:
а) как Вы сами оцениваете результаты решения
основных задач урока;
б) каким Вы предвидели ход урока,
осуществились ли Ваши намерения;
в) где возникли затруднения;
г) какие возможности урока не были
использованы и что можно сделать
на последующих уроках;
д) какие положительные качества урока следует
развить и продолжить.